Блог онлайн школы Пиксель

Разбор задач из ОГЭ по информатике — бесплатные видеоуроки для школьников

Разбор задач из ОГЭ по информатике
Информатика — один из самых популярных предметов, которые девятиклассники выбирают для итоговой аттестации в конце учебного года. Многие из них хотят пройти в профильные классы, а в будущем стать разработчиками или заниматься точными науками.

Испытание состоит из двух частей: теоретической и практической. Для многих вторая часть проще, ведь с компьютером школьники «общаются» почти каждый день: делают презентации или таблицы, ищут нужную им информацию. А вот для того, чтобы сдать теорию, ее нужно не просто знать, но и регулярно повторять. Причем, чем раньше вы начнете подготовку к ОГЭ по информатике 2023 года, тем проще будет на экзамене.

Преподаватели школы программирования для детей «Пиксель» подготовили плейлист видеоуроков с объяснениями ОГЭ по информатике. Смотрите и запоминайте!

Задание 1. ОГЭ по информатике | Количественные параметры информационных объектов


Начнем наш разбор ОГЭ по информатике 2022 года с того, какие знания необходимы для выполнения такого типа задач.

Вам нужно запомнить:
  • формулы нахождения объема памяти текстовых данных и скорости передачи информации;
  • степени числа 2, хотя бы до пятнадцатой;
  • единицы измерения числа информации от бита до терабайта с пониманием того, как переводить одни в другие.

Во время урока вы не только изучите теорию, но и вместе с преподавателем разберете одну из типовых задач.


Задание 2. ОГЭ по информатике | Кодирование и декодирование информации


В этом задании вы сможете ощутить себя разведчиком-шифровальщиком, которому надо будет декодировать, то есть расшифровать, некое сообщение. В нашем случае — шифровку с паролем, в которой буквы обозначены теми или иными комбинациями цифр 1 и 0.

Что нужно помнить при решении таких задач:
  • декодирование бывает однозначным, когда есть лишь один вариант расшифровки, и неоднозначным, когда их несколько (обычно об этом говорится в задании);
  • нередко используется неравномерный код с символами разной длины (например, когда одна буква в зашифрованном слове обозначена 2-мя символами, а другая — 3-мя, как в задаче-примере), что может затруднять решение;
  • иногда фразу или слово проще расшифровывать с конца;
  • ответы не всегда бывают осмысленными, иногда это просто последовательность символов, как в предложенной задаче, так что, если в итоге получается нечто вроде «лопршнит», но вы точно уверены в ответе, не пугайтесь.


Задание 3. ОГЭ по информатике | Значение логического выражения


Преподаватель напоминает, что в этих заданиях используется всего три типа логических операций:
  • «или», когда выражение считается истинным, если хотя бы одна из его частей истинная;
  • «и», когда логическое выражение будет истинным, только если обе его части истинные;
  • «не», она же логическое отрицание или инверсия, при которой, если изначально выражение было истинным, оно становится ложным и, наоборот, если выражение было ложным, в результате оно станет истинным.

Важно помнить о приоритете совершения операций: в первую очередь выполняется логическое «не», потом «и», а самым последним «или». Это хорошо видно в разобранном примере, где нужно найти наименьшее целое число для системы неравенств, заложенной в последовательность двух логических выражений.


Задание 4. ОГЭ по информатике | Формальные описания реальных объектов и процессов | Построение графов


Вы помните, что такое граф в информатике? Если нет, напоминаем. Это набор вершин и связей между ними, которые называются ребрами. Такие связи (или их отсутствие) описываются таблицей, она же весовая матрица или матрица смежности.

Читать данные таблицы несложно: если в ячейке, общей для двух вершин, есть какое-то значение, то, следовательно, они соединены ребром, а если нет, то связи между ними не существует. Численное значение указывает на вес ребра, это может быть, например, расстояние между точками, как в приведенной в уроке задаче, стоимость перевозок и так далее.

В видеоуроке по 4 заданию ОГЭ по информатике разберем, как построить граф по данным таблицы и вычислить кратчайший путь из одной точки в другую.


Задание 5. ОГЭ по информатике | Простой линейный алгоритм для формального исполнителя


Здесь, прежде чем приступить к решению задания, также важно вспомнить теорию:
  • формальный исполнитель всегда выполняет одну и ту же команду одинаково;
  • алгоритмом называется последовательность действий (набор команд), нужных для решения задачи;
  • в линейном алгоритме действия (команды) нужно выполнять в строгой последовательности друг за другом.

То есть для формального исполнителя линейный алгоритм будет четкой последовательностью определенных действий. В разборе задачи таких действий всего два: 

1. прибавить 1;
2. умножить на b. 

Рассказываем, как найти значение числа b, когда известны последовательность действий и результат.


Подписывайтесь на наш YouTube-канал, чтобы не пропустить новые видео. А если вы увлекаетесь программированием, приходите в школу «Пиксель» учиться разработке на Python, созданию и дизайну сайтов на HTML, CSS и JavaScript и компьютерной графике.
Бесплатные видеоуроки