Блог онлайн школы Пиксель

Как создать мультфильм на Scratch

Все дети любят мультфильмы, а некоторым даже нравится их создавать самим. Ребята вырезают героев из бумаги, придумывают сценарий, делают рамку экрана и показывают это творчество всей семье. Для таких креативных детей есть способ воплощать идеи мультиков на компьютере.

Сегодня школа «Пиксель» покажет, как создать настоящий мультфильм, и поможет пройти Scratch обучение для детей.

Подробную видеоинструкцию мы прикрепили в конце материала.

Шаг 1. Придумываем персонажей для Скретч


Для начала нужно определиться со сценарием и персонажами. В нашем мультфильме главными героями будут слон и цыплёнок. Заходим в коллекцию спрайтов и выбираем их. 

Так как в любой истории присутствуют диалоги, мы будем писать скрипты не для каждого персонажа по отдельности, а в соответствии с порядком событий. Начнем со слона. Представим, что он гуляет по пустыне и случайно натыкается на яйцо, лежащее на песке.  

Шаг 2. Приступаем к анимации спрайта в Скретч


Делаем слона


Теперь начинаем задавать команды блоками в Scratch, чтобы создать мультфильм. Первый блок «когда флажок нажат» добавляем в поле для работы, затем туда же присоединяем «изменить костюм слона на elephant-a». Нам также необходимо добавить фон. Для этого выбираем его в библиотеке.

Затем ставим блок «переключить фон» на нужный нам. В нашем случае он называется Jurassic. 

После необходимо задать команду «показаться» и «перейти в координаты x=-171 и y=-66», так как слон будет начинать свой путь в левой части экрана. 

После нужно подождать одну секунду и поставить «блок говорить “Ух ты, а что это такое!”» И также устанавливаем время, на протяжении которого надпись будет на экране. Небольшой совет: чем короче фраза, тем меньше времени лучше ставить. После нужно добавить блоки «идти 80 шагов» и «говорить» + написать в задачу саму фразу для слона, какую захотите. После этого задаем еще один блок со Скретч сообщением «яйцо трескается» — это будет стартом для действий цыплёнка.

Делаем цыпленка


Теперь задаем команды для второго персонажа. Алгоритм действий похож, но давайте рассмотрим подробнее и закрепим обучение языку Scratch для детей. В рабочую среду ставим блок «когда флажок нажат», добавляем «перейти в координаты x=35 и y=-100», «изменить костюм на hatchling-a» и «показаться». Когда мы получаем сообщение «яйцо трескается», нужно добавить блоки «изменить костюм на hatchling-b» и «передать сообщение “появился цыпленок”».

Шаг 3. Прорабатываем обоих персонажей Скретч диалога


Теперь снова переходим к слону. Ему добавляем блоки: «когда мы получаем сообщение “появился цыпленок”», «перейти в координаты x=-91 и y=-40». И снова прописываем в блоке «говорить» слова, которые будет произносить слон. 

Мы хотим создать впечатление, что слон испугался, закричал и отпрыгнул. Для этого меняем его координату на «перейти к x=-100 и y=-66». После передаем сообщение «цыпленок здоровается» и переключаемся на цыпленка. 

Когда мы получаем сообщение «цыплёнок здоровается», добавляем блок «изменить костюм на hatchling-c». 

Далее мы планируем использовать цыпленка без скорлупы, для этого создаем еще один костюм и дорисовываем ему лапки. 

После смены костюма ждем секунду и добавляем блок «изменить костюм на hatchling-c2». Это как раз тот цыпленок без скорлупы и с лапками. Затем добавляем цыпленку реплику «привет» и задаем ему прыжки на месте с помощью цикла «повторить 10 раз», внутри которого меняем координату y на -95. Затем добавляем цыпленку фразу «А ты кто такой?» и передаем сообщение «слон представляется». 

Далее опять переходим к слону. Через блок «когда мы получим сообщение “слон представляется”» он говорит: «Я слон». После этого через блоки «elephant-b» и «elephant-a» он меняет костюм на трубящего слона, ждет секунду и меняет костюм обратно. Затем спрашивает: «А ты кто?» И передает Скретч сообщение «цыпленок отвечает». 

Возвращаемся к цыпленку, которому добавляем реплику «А я не знаю, кто я такой» и блок с сообщением «с6». 

Переходим к слону, который говорит, что им поможет мудрый жираф. Затем по аналогии, используя передачу сообщения, переходим к цыпленку, который соглашается. Реплики героям можно прописать на свой вкус.

Далее создаем новый костюм цыпленка, в котором у него будет повернута голова. Это легко сделать по примеру того, как мы проработали цыпленка без скорлупы. Чтобы изменить положение головы, не забывайте разгруппировывать спрайт, иначе будет поворачиваться все тело.

Тут можно применить этот костюм и написать какую-то новую реплику.

Переходим в нашем Скретч диалоге к скрипту слона. Добавляем блоки: «когда мы получаем сообщение “с7”»; «говорить “Не беда. Мы его найдем и он поможет нам”»; «говорить “Пойдем”». Затем передаем сообщение «отправляемся». После чего ставим блок «плыть 3 секунды в точку справа экрана» и далее — блок «спрятаться». На этом моменте произойдет переход на другую локацию. 

Возвращаемся к цыпленку. Когда он получит сообщение «отправляемся», он должен плыть в точку x=54 и y=-28. Мы хотим, чтобы цыпленок летел, для этого создаем 2 новых костюма. У одного крылья будут направлены вверх. 

А у другого — вниз.

Ставим цикл повторять 5 раз и внутри изменяем костюм с одного, где крылья вверху, на тот, где крылья внизу с промежутком в полсекунды. Затем цыпленок продолжит перемещаться по небу, направляясь в точку x=138 и y=4. Давайте продублируем цикл и снова вставим его, чтобы было ощущение, что цыпленок порхает, и добавим блок «спрятаться». 

После ставим блоки «показаться» и «перейти в x=-170 и y=40», это будет положение в левой части экрана, но уже на новой локации. Затем задаем «плыть 1 секунду в точку x=-111 и y=-21». 

Давайте вернемся к слону и пропишем переход на новый фон. Для этого выбираем новый фон, например, пустыню. 

И в последней команде после «спрятаться» ставим блоки «переключить фон на пустыню», «перейти в точку x=-190 и y=-66», «показаться» и «плыть 1 секунду в точку x=-150 и y=-66». 

Шаг 4. Пишем скрипт нового персонажа на Скретч


Далее переходим к цыпленку и добавляем нового персонажа. Это будет змея, задача которой — мешать нашим героям пройти.

Начинаем писать скрипт по аналогии с предыдущими персонажами, через блок «когда флажок нажат». Далее по очереди добавляем команды «спрятаться», «когда я получу сообщение “змея”» и «показаться». 

Можно развернуть змею в сторону остальных животных. 

И поменять ее размеры.

Установим костюм snake-a и перейдем в точку x=228 и y=-94, затем поменяем костюм на snake-b, который также следует отразить по вертикали. 

После чего вставляем слова змеи на ваш выбор и передаем новое сообщение «общение со змеей».

Переходим к слону и задаем ему команду плыть в точку x=-80 и y=-100. После чего слон что-то отвечает змее и передает новое сообщение «з1». 
Возвращаемся к змее и изменяем ее костюм на snake-a, задаем плыть в точку x=91 и y=-55 и прописываем ей еще один Скретч диалог. 

После чего передаем сообщение «с8» и идем к цыпленку. Задаем ему вопрос «Что за условие?». Передаем новое сообщение «з2» и возвращаемся к змее, которая отвечает, что для прохода необходимо ответить на загадку. Ее можно придумать или найти в Интернете. После чего меняем костюм змеи, разворачивая ее вправо, и отправляем ее плыть в точку x=-35 и y=-28. Затем спрашиваем «идет?» и передаем сообщение «з3». 

Возвращаемся к цыпленку и добавляем ему блок «когда мы получим сообщение “з3”». Цыпленок ответит «По рукам!» и передаст сообщение «з4» обратно змее, которая загадывает загадку через блоки «когда мы получим сообщение “з4”» и «говорить». Затем меняем костюм змеи на snake-b и отплываем вправо в точку x=89 и y=-43. После чего змея говорит, что даст время подумать. Затем кто-то из путешественников должен ответить на вопрос. Соответственно, передаем новое сообщение «обсуждение» и переходим к ответчику, в данном случае цыпленку. Когда он получает сообщение «обсуждение», цыпленок говорит ответ и передает Скретч сообщение «ответ» змее. После этого она пропускает путников, меняя костюм на snake-a и отплывая в точку x=-200 и y=-16. 

Шаг 5. Завершаем создание мультфильма в Скретч программе для детей 

После этого добавляем змее блоки «спрятаться» и «передать сообщение “а”». Это сообщение принимает слон и вскрикивает «Цыпленок!», переходя в точку x=89 и y=-16. «Ну конечно! Ты цыпленок», — утверждает он, повернувшись. Для этого создаем новый костюм, в котором поворачиваем слоника влево. И вставляем блок «изменить костюм» между его репликами. Затем передаем сообщение «ц» и переходим к цыпленку. Через блоки «когда мы получим сообщение “ц”» и «говорить» цыпленок отвечает «Здорово! Теперь я знаю, кто я такой! Спасибо тебе слон». После чего передаем сообщение «б». Далее плывем в точку х=74 и у=-6 и ставим небольшой цикл в 10 повторений. Внутри цикла меняем костюм цыпленка с того, где его крылья смотрят вверх, на тот, где они направлены вниз, создавая подобие полета, как мы делали в начале. 

Теперь переходим в скрипт для слона, который получает ранее отправленное сообщение «б». После чего он изменяет свой костюм. Для этого отражаем костюм по вертикали и в скрипте указываем оба костюма «elephant-b» и «elephant-b2» с небольшой паузой в 0.5 секунд. Далее нам необходимо выбрать фон для финального кадра и поставить блок «переключить фон на Light» (или любой другой фон на выбор). В завершении передаем сообщение «конец». 

Затем отправляемся рисовать последний спрайт, с надписью «конец». Можем сделать ее красного цвета и разместить сверху. Затем напишем небольшой скрипт для этой надписи. В нем будет всего две команды по два блока. Первая: «когда флажок нажат» и «спрятаться». Вторая: «когда мы получим сообщение “конец”» и «показаться». Мультфильм готов и его можно посмотреть.

Как видите, сделать анимацию спрайтов Скретч легко, главное знать, кто в какой последовательности будет произносить слова. Если ребенку понравится создавать мультики и он захочет воплотить в жизнь личный проект, добро пожаловать на курс по Scratch обучению для детей в школу программирования «Пиксель». А перед записью на курс можно посмотреть наши бесплатные видеоуроки: подогреть интерес и глубже погрузиться в тему.

Бесплатные видеоуроки Scratch для детей