Блог онлайн школы Пиксель

12 бесплатных уроков по Python для школьников

Знакомство с программированием многие школьники начинают с IT-языка Пайтон, и неслучайно. Язык обладает массой преимуществ, к тому же изучать его можно бесплатно. Как это осуществить, рассказываем в материале.

О языке Python для детей

Python — язык разработки, славящийся простотой освоения, компактностью и универсальностью. Питон входит в тройку популярных ИТ-языков.

Сферы использования Пайтона: веб-кодинг и геймдев, машинное обучение и автоматизация процессов, визуальные интерфейсы и базы данных, сложные вычисления и обработка больших данных.

Python подходит новичкам, так как его легко освоить и применить. Полученные знания станут фундаментом для дальнейшего развития в области IT.
python для детей онлайн
Почему детям стоит заниматься программированием
Кодинг — хобби, благодаря которому ребенок не только приятно проведет время, но также приобретет полезные навыки. Например, школьник научится:

  • Обращаться с компьютером. Дети разберутся в операционных системах, смогут использовать ПК для решения прикладных задач.
  • Владеть ИТ-языком и писать на нем код. Знание языка — основа профессии программиста, а умение составить чистый и понятный код — признак сильного разработчика.
  • Совершать математические операции. В кодинге школьнику понадобится понимание простых формул и операций, что неминуемо отразится на учебной успеваемости по математике.

Юный программист прокачает и личные качества:

  • Креативность. Разработка — дело творческое. Предстоит продумать внешний вид сайта, реплики персонажей, сюжет компьютерной игры — а затем реализовать идеи при помощи скрипта.
  • Внимательность. Если в коде есть ошибки, он не будет работать. Школьник это замечает и старается не допускать промахов.
  • Логическое мышление. Программируя, ребенок анализирует процесс, сопоставляет факты, выносит суждения и делает выводы.
  • Целеустремленность. Желая поскорее увидеть итог труда, будущий питонист намечает план достижения цели, разбивает его на этапы и поступает согласно задуманному.
  • Умение справляться с трудностями. Кодер преодолевает препятствия, не сворачивая с пути: стимул вдохновляет.
  • Усидчивость. Осваивая программирование на Пайтоне, дети приобретают способность усердно заниматься делом, ведь только так получится прийти к результату. Перемены происходят сами по себе, ведь разработка — это увлекательное занятие.
  • Любознательность. Конструирование видеоигры или веб-сайта покажет, как знания из школьной программы применяются в жизни. Ребенок по-новому взглянет на такие предметы, как физика, математика, информатика, английский язык.
Школа программирования для детей «Пиксель» делится подборкой роликов, которые помогут обрести стартовые знания по кодингу на IT-языке Питон. Уроки бесплатного курса по Python для детей подойдут ребятам 10–14 лет, но если школьнику чуть больше или чуть меньше — не беда: главное — интерес и желание действовать.
Что такое Python
Длина ролика: 4:23

Вступительное видео познакомит с IT-языком Python. Кодер разберется в предназначении Пайтона, узнает о пользе его изучения.

Ребенок вникнет в определение Питона и его смысл, столкнувшись с понятием и миссией языков программирования. Школьник поймет, что такое программа и как она работает.

Получится сравнить Python с другими языками разработки и прочувствовать его преимущества: от простоты чтения кода до применения в различных областях. Для наглядного сопоставления приводится написание скрипта на языках кодинга — ученик собственными глазами убедится, что Пайтон подходит для обучения в качестве первого ИТ-языка.

Информация на курсе по Питону для детей преподносится доступным языком педагогом школы программирования.
Java и Python: что выбрать
Длина ролика: 5:22

В видео говорится о различиях между популярными языками кодинга: Python и Java. Среди них — нюансы синтаксиса и области применения. Ребенок услышит об истории появления, особенностях и использовании языков Джава и Пайтон для детей.

Рассказ иллюстрируется картинками, текстами и схемами, которые помогут понять информацию. Зритель увидит, как один и тот же код реализуется на Питоне и Java.
Как составить код
Длина ролика: 4:55

Из видеоролика ребенок осознает, что такое код и как написать его на Питоне.

Автор видео по программированию на Python для детей отсылает к временам появления первых электронных устройств: это поспособствует пониманию, как возник код. Иные затрагиваемые темы — функционирование и использование кода, причины возникновения новых IT-языков.

Школьник исследует, как установить среду разработки на компьютер, и наберет код, который считается стандартным стартом штудирования программирования: «Hello, World!». А после усложнит задачу и составит программу, что просит пользователя назвать свое имя.
Переменные
Длина ролика: 4:29

В видео рассматривается понятие переменной в языке Питон для детей. Учащийся поймет, что собой представляют переменные и для каких целей они нужны.

Вслед за преподавателем зритель создаст переменные, узнает о типах переменных и данных, выведет значения, произведет математические действия и операции с переменными.

Формирование кода показывается на примере нахождения суммы покупок с помощью переменных в виде цен товаров.
Библиотеки
Длина ролика: 5:44

Урок позволит узнать, что такое библиотеки и почему они делают жизнь программиста проще.

Начинающий кодер рассмотрит виды библиотек и то, какие задачи они решают. Приводятся примеры библиотек и их функционал: упоминается Pandas, занимающаяся анализом и обработкой структурированных данных, а также Pygame, которая применяется для конструирования игр.

Еще сообщается о факторах выбора библиотек для работы и причинах их эксплуатации — от сокращения времени разработки до влияния на удобочитаемость кода. Итог воздействия библиотеки на простоту скрипта демонстрируется на экране, как и написание кода с ее использованием.

И, конечно, ребенок выведает, где найти библиотеки и как их скачать.
Циклы
Длина ролика: 9:27

Посмотрев видеоролик по кодингу на Python для детей бесплатно, школьник узнает, почему циклы считаются одним из самых полезных в программировании явлений. Причины использования циклов иллюстрируются кодами.

Упоминается и о видах циклов: for и while. Учащийся проанализирует каждый из видов, рассмотрит правила написания, услышит о последовательности. Приводится образец работы с циклами на тему списка животных и рассказывается о команде, досрочно завершающей цикл.

Наблюдая за педагогом, школьник импортирует библиотеку random, включит команду для генерации рандомного числа от 1 до 10, создаст переменные и цикл while. Пользователь угадывает задуманную компьютером цифру, пока не попадет в яблочко.

Другими задачами станут проектирование при помощи кода и цикла треугольника, состоящего из символа «слеш», и формирование программы, выводящей на экран таблицу умножения.
Списки
Длина ролика: 5:34

Видеоурок посвящен спискам. Понятие и функционал списков визуально демонстрируются на примере коробки и того факта, что в одно место можно поместить несколько вещей одномоментно.

Зритель познакомится с оформлением списков и сразу же приступит к практике: задействует метод append, добавляющий элемент в конец списка.

Перечисляются и прочие способы добавления и удаления элементов из списка: оператор del, методы remove и pop. Затрагивается и метод упоминания элемента.

В финале ребенок объединит знания о циклах и списках: обратится к элементу по индексу и, меняя индексы от 0 до 10, распечатает каждый элемент по очереди.
Функции
Длина ролика: 5:35

Школьник встретится с определением функции и осознает ее значимость на примере рецепта яичницы. Зритель осмыслит, насколько использование функций сокращает время написания кода.

Получится установить связь между функциями программирования и математики, применить аргументы и оператор return для возвращения функции.

Разобравшись с жаркой яйца, ребенок попрактикуется в создании простейших функций — от суммы 2 + 2 до суммирования чисел a и b.
Условия
Длина ролика: 6:02

В видео говорится об условиях в программировании на Питоне для детей онлайн и восприятии их в качестве правил игры. Например, дверь получится открыть, имея ключ. При его отсутствии сделать этого не выйдет: так и проявляют себя условия.

Использование условий рассматривается и на примере приобретения мороженого: реализовать желаемое удастся только обладателю 50 рублей, а если денег нет, остается смириться с неимением лакомства. Можно и усложнить ход действий, внедрив возможность добавления денег из копилки при наличии 49 рублей. На экране показаны схема и код с условиями — помогает вникнуть в суть темы.

Попрактиковаться в формировании кода с условиями предлагается при участии встроенного модуля turtle. Участник создаст экран, на котором будет появляться Черепашка. Затем задаст для нее переменную, воспользуется бесконечным циклом для управления и выведет команды: 1 отвечает за шаг вперед, 2 — за поворот налево, 3 — за поворот направо и 4 — за поворот назад. Пользователь выбирает шаг, и активизируются изученные за время просмотра занятия условия. Зритель запланирует уведомление об ошибке при наборе иной цифры, остановит цикл, запустит и протестирует программу.
Логические операторы
Длина ролика: 6:31

И вновь при объяснении темы эксплуатируются наглядные примеры. Применение логических операторов раскрывается через жизненную ситуацию, где в холодную погоду мама разрешает гулять, если на голове есть шапка. Ребенок разузнает, как объединить 2 условия в одном, введет переменные, прибегнет к условным конструкциям и оператору elif.

Другой практический пример представляет обстоятельства, в которых мороженое достанется при наличии денег или выполнении работы по дому. Школьник задействует в программе логические операторы if и or.

И, наконец, запрет на игру за компьютером при невыполнении домашнего задания отображается как if-not. Примеры сопровождаются картинками и схемами, так что, как говорится, лучше один раз увидеть.

Напоследок ученик, следуя за автором видео, задаст условия посложнее, используя and и or одновременно.
Модули
Длина ролика: 5:08

Видео по Python для детей онлайн повествует о модулях и примерах их эксплуатации: организации и повторном использовании кода, создании библиотек.

Учащийся на практике рассмотрит процесс реализации модулей: сделает Python-файл и формально осуществит в нем движение героя. Попутно дается рекомендация по настройкам для отображения расширения PY.

Получится произвести код с переменными и функциями в модуле, с помощью которого пользователь сможет управлять передвижением.

Останется импортировать Python-файл, заодно познакомившись с командой, позволяющей импорт переменных и функций.
Координаты
Длина ролика: 5:37

Благодаря уроку по программированию на Питоне для детей разработчик-новичок узнает, что такое координаты, на примере игры в «Морской бой».

Школьник разберется, для чего нужны координаты. В видео рассматриваются способы получении координат указателя мыши. Зритель установит и импортирует библиотеку PyAutoGui, напишет цикл для бесконечного выведения координат и задаст команду для вывода позиции мышки. Остается вывести переменные в терминал и смотреть на результат.

Помимо этого, рекомендуется воспользоваться встроенной библиотекой tkinter и создать функцию для вывода координат мыши на экран. Как это сделать, говорится в видеоролике.

***

Серия обучающих роликов позади: теперь ребенок знает, как написать код, задать переменные и условия, использовать списки и функции на Питоне.

Усилить навыки можно на специализированном курсе по Пайтону для детей от школы «Пиксель»: занятия под присмотром наставника помогут набраться опыта, углубить и закрепить знания, начать путь в высокооплачиваемой отрасли IT.
Python для детей