Язык программирования Скретч идеально подходит ребятам, которые увлечены играми и мечтают делать собственные проекты, но не знают, с чего начать. Scratch — интуитивно простой и понятный визуальный язык программирования. Для написания кода в нем используются готовые разноцветные блоки с командами, которые можно собирать между собой в разных комбинациях.
Создатели языка вдохновлялись конструктором Лего, и готовый код 2D-игры действительно похож на мозаику или постройку из знакомого всему миру конструктора. Курс по Скретч-программированию подходит для самых юных разработчиков и тех, кто только начинает погружаться в сложный и интересный мир создания игр.
Преподаватели детской IT-школы «Пиксель» подготовили бесплатный урок по созданию игр на языке Scratch. В нем мы пошагово расскажем, как сделать хоррор-игру на платформе Скретч — мистический лабиринта со скримером — внезапно появляющейся пугающей картинкой с Хагги-Вагги.
Если вам удобнее изучать урок в видеоформате, то мы прикрепили ролик с инструкциями в конце статьи.
Как создать игру-лабиринт в Scratch: фон и персонаж
Для начала необходимо нарисовать фон — тот самый лабиринт, который нам нужно пройти. Вставляем подходящую картинку из интернета, после чего подгоняем ее под размеры игрового поля.
![как создать игру лабиринт в scratch](https://static.tildacdn.com/tild3339-3633-4439-b462-653032623332/1-min.png)
После этого обводим все границы лабиринта черным цветом, чтобы в дальнейшем использовать их как сенсоры. Для этого выбираем инструмент «Линия», ставим размер 10 и используем его на всех видимых линиях. Рисуем полосу финиша и выделяем ее другим цветом, например, желтым, как в нашем уроке.
![скретч хоррор игры](https://static.tildacdn.com/tild3436-6164-4961-b535-366334626564/2-min.png)
Теперь выбираем спрайт, то есть героя, который будет проходить лабиринт. У нас это обыкновенный мячик, но вы можете нарисовать своего персонажа или же воспользоваться готовыми из библиотеки спрайтов на сайте Scratch.
![null](https://static.tildacdn.com/tild3863-3333-4364-b935-323965313934/3-min.png)
Как создать код для игры
Следующий шаг — написание скрипта для нашего героя.
Итак, собираем программу. Когда флажок нажат, необходимо выбрать команду «Показаться» и установить размер объекта. Здесь важно, чтобы он вписывался в рамки и мог свободно проходить внутри лабиринта. Мы выбрали размер 60.
![хоррор scratch](https://static.tildacdn.com/tild3566-3030-4561-a139-663263643536/4-min.png)
После этого перейдем в координаты начала лабиринта (-222; -156) и пропишем управление нашим мячиком. Ставим бесконечный цикл «Повторять всегда» и задаем внутри него 4 условия движения. Выглядеть они будут так:
1. Если нажата клавиша «Стрелка вверх», изменить «y» на 6.
2. Если нажата клавиша «Стрелка вправо», изменить «x» на 6.
3. Для простоты копируем два предыдущих условия и задаем третье: если нажата клавиша «Стрелка вниз», изменить «y» на -6.
4. А теперь четвертое условие: если нажата клавиша «Стрелка влево», изменить «x» на -6.
На наш взгляд, с переходом на 6 и -6 получается хорошая скорость. Если бы мы вписали координаты 10 и -10, получилось бы слишком быстро и сложно.
![самая страшная игра скретч](https://static.tildacdn.com/tild6561-3261-4133-a334-643235356538/5-min.png)
Устанавливаем два условия с сенсорами цвета. Первое будет срабатывать при касании мячиком черных границ лабиринта, то есть при проигрыше. И второе условие будет символизировать победу, срабатывая, когда наш персонаж касается желтой линии финиша.
![создание игр на языке скретч](https://static.tildacdn.com/tild3965-6538-4261-b235-633538636333/6-min.png)
Скретч Хаги Ваги: добавляем в нашу игру скример
Следующим шагом делаем игру более похожей на хоррор и добавляем в нее скример. В качестве него используем найденную в интернете страшную картинку с Хаги Ваги — популярной детской игрушкой.
Давайте напишем код для мячика. Когда он коснется черного цвета, то есть границ лабиринта, сработает команда «Получить сообщение 1», а при получении «Сообщения 1» — команда «Спрятаться». То есть, как только мячик коснется границы, он исчезнет.
![скретч хаги ваги](https://static.tildacdn.com/tild3764-3862-4161-a530-366661623662/7-min.png)
Переходим на скрипт для скримера. При получении «Сообщения 1», ему необходимо «Показаться», а когда флажок нажат — «Спрятаться». Устанавливаем нужный размер в 200% и вводим команду «Стоп все».
![как сделать хоррор в скретч](https://static.tildacdn.com/tild3236-3830-4339-b364-313936613062/8-min.png)
Снова возвращаемся к скрипту мячика: если он касается желтой линии финиша, передаем сообщение «Победа».
![сделай игру хаги ваги](https://static.tildacdn.com/tild3362-6431-4337-b732-303634616664/9-min.png)
Создадим новый спрайт, в котором напишем «Победа», используя инструмент «Текст».
![null](https://static.tildacdn.com/tild3066-6432-4332-a536-363932623930/10-min.png)
И добавим небольшой скрипт для надписи. Когда флажок нажат, необходимо «Спрятаться». Когда сообщение «Победа» будет получено, нужно «Показаться» и перейти в центр поля, то есть в координаты (0;0). Для надписи также установим размер 200%, чтобы она была побольше.
![null](https://static.tildacdn.com/tild3663-6436-4963-b238-666664393239/11-min.png)
Делаем хоррор в Scratch страшнее
Теперь начинается самое интересное. Пока что наш лабиринт не очень страшный, и хоррором его назвать сложно. Что же можно сделать для добавления жутких эффектов? Например, запрограммировать игровое поле так, чтобы мы могли видеть только его часть, а все остальное погрузить в темноту, то есть залить черным цветом.
Для этого создаем новый спрайт и рисуем круг. Затем инструментом «Изменить форму» превращаем круг в дугу, копируем ее и отражаем по горизонтали. А после соединяем две части и получаем отверстие в центре, через которое мы и будем смотреть на игру.
Теперь необходимо закрасить остальные части игрового поля. Делаем это при помощи прямоугольников. Выделяем все получившиеся фигуры, группируем их вместе и перекрашиваем в черный цвет.
![null](https://static.tildacdn.com/tild3838-3233-4465-b737-306536333462/12-min.png)
Ставим нашу тень таким образом, чтобы в отверстие попал мячик, и начинаем писать скрипт. Когда флажок нажат, необходимо воспроизвести команду «Показаться» и перейти в координаты (-162; -149). Копируем скрипт движения мячика и вставляем его на место тени, так как она будет двигаться вместе с персонажем.
![null](https://static.tildacdn.com/tild3031-3335-4865-b630-636463663938/13-min.png)
Из скопированного скрипта убираем ту часть, которая посвящена касанию цветов (тени, финишной черты).
![null](https://static.tildacdn.com/tild6364-3738-4235-b761-636465313239/14-min.png)
Добавляем две команды: при получении «Сообщения 1» необходимо «Спрятаться», то же самое необходимо сделать и при получении сообщения «Победа».
![null](https://static.tildacdn.com/tild6433-3033-4034-b530-316466613864/15-min.png)
Проверяем игру
Давайте проверим, как все работает. Если мы все сделали верно, когда мячик касается границы лабиринта, вылетает скример, игра останавливается и мячик прячется. Пробуем другой сценарий и доходим до финиша. Персонаж пересекает желтую черту, и мы получаем оповещение о победе.
В нашей игре был только один небольшой недочет — мы не до конца закрасили тень в черный. Возвращаемся и исправляем это при помощи черных прямоугольников.
![null](https://static.tildacdn.com/tild3731-3534-4034-b839-633663656439/16-min.png)
Наш хоррор-лабиринт готов. В дальнейшем вы можете создавать уровни игры, в которых лабиринты станут сложнее, а скримеры — более непредсказуемыми.
Подписывайтесь на наш YouTube-канал, чтобы не пропустить новые уроки. А если вам понравилось делать игры на Scratch, и вы хотите воплотить в жизнь другие свои проекты, приходите учиться в школу «Пиксель», и исполняйте свои мечты.