JavaScript – это язык, который преобразил интернет и сделал его интерактивным и динамичным.
В этой статье рассмотрим, как изучение Javascript для детей может стать увлекательным и полезным занятием. Приготовим для вас пошаговое руководство по написанию первых скриптов для вашего веб-сайта и ответим на самые распространённые вопросы.
В этой статье рассмотрим, как изучение Javascript для детей может стать увлекательным и полезным занятием. Приготовим для вас пошаговое руководство по написанию первых скриптов для вашего веб-сайта и ответим на самые распространённые вопросы.
Что такое JavaScript?
Веб-страница без динамического обновления контента называется статической – она просто показывает один и тот же контент все время.
JavaScript("JS") – язык программирования, который используется для создания интерактивных элементов: различных игр, всплывающих окон, призывов к действию, простых анимаций, сложных веб-приложений, 2D/3D графики.

Если HTML можно назвать своеобразным «скелетом» веб-страницы, а CSS – нарощенными на него «тканями», то благодаря JavaScript в «теле» сайта бьётся сердце, циркулирует кровь и происходят другие важные процессы.
Основы JavaScript и как добавить его на веб-страницу?
Код, написанный на JavaScript, известен как скрипт. Он сохраняется в файле с расширением js, и для его выполнения необходимо подключить этот файл к HTML-странице.
Работать будем в текстовом редакторе Visual Studio Code.
Работать будем в текстовом редакторе Visual Studio Code.

Для этой цели в HTML используется специальный парный тег:
<script></script>
Чаще всего подключение скрипта происходит в конце HTML-документа, перед закрывающим тегом</body> с использованием атрибута src:
<script src="script. js">
<script></script>
Чаще всего подключение скрипта происходит в конце HTML-документа, перед закрывающим тегом</body> с использованием атрибута src:
<script src="script. js">

JavaScript не изменяет исходный документ с разметкой, однако во время выполнения скрипта он может изменять отображение страницы непосредственно в браузере пользователя.
Программа на JavaScript состоит из ряда инструкций, которые представляют собой указания для браузера на выполнение определённых действий. Эти инструкции обрабатываются последовательно, начиная сверху и заканчивая внизу.
Чтобы обозначить конец инструкции, нужно использовать точку с запятой или просто перейти на новую строку. Хотя новая строка в большинстве случаев работает корректно, рекомендуется ставить точку с запятой в конце каждой инструкции, так как это обязательно в любом случае.
Чтобы обозначить конец инструкции, нужно использовать точку с запятой или просто перейти на новую строку. Хотя новая строка в большинстве случаев работает корректно, рекомендуется ставить точку с запятой в конце каждой инструкции, так как это обязательно в любом случае.
Когда речь заходит о JavaScript для начинающих, важно сосредоточиться на базовых концепциях.
Базовые концепции JavaScript
Переменные
Переменная – это способ хранения данных с присвоением им осмысленных названий. Создать или объявить переменную можно с помощью ключевого слова let (const). Затем указывается имя переменной.

В нашем случае название переменной будет button.
Операторы
Специальный символ, используемый для выполнения операций над операндами: значениями и переменными. Операторы позволяют проводить проверки, математические расчёты, объединять строки вместе и выполнять другие подобные действия.

Здесь + является оператором, 5 и 2 - операндами
Типы операторов
- Операторы присваивания
- Арифметические операторы
- Операторы сравнения
- Побитовые операторы
- Логические операторы
- Строковые операторы
Операторы присваивания используются для присвоения значений переменным.

Оператор = используется для присвоения переменной x значения 7.
Арифметические операторы

Оператор + используется для сложения двух операндов.
Пример:

Операторы сравнения сравнивают два значения и возвращают булево значение, либо true, либо false. ,

Оператор сравнения > используется для сравнения того, больше ли a, чем b.

Метод querySelector
Чтобы обнаружить элемент на веб-странице, следует воспользоваться методом querySelector. Он осуществляет поиск по указанному селектору:

Эта команда состоит из двух компонентов. Первая часть – это элемент, в пределах которого JavaScript выполнит поиск. Слово document указывает на саму веб-страницу, к которой подключён скрипт. Не имеет значения, как называется файл на самом деле, в контексте JavaScript это всегда «документ». Он представляет собой родительский элемент для всех остальных элементов страницы.
Вторая часть этой команды – то, что необходимо сделать. Такой компонент называют методом.
Вторая часть этой команды – то, что необходимо сделать. Такой компонент называют методом.
Комментарии
Комментарий – это текст, который служит для пояснения кода. Он не отображается в браузере и не влияет на выполнение программы. Инструкции внутри комментариев игнорируются, поэтому их часто применяют, когда требуется временно отключить часть кода.
В JavaScript имеются два типа комментариев:
// Однострочные комментарии.
/*
Многострочные комментарии.
С их помощью можно закомментировать сразу несколько строк кода.
*/
В JavaScript имеются два типа комментариев:
// Однострочные комментарии.
/*
Многострочные комментарии.
С их помощью можно закомментировать сразу несколько строк кода.
*/
Консоль
Инструмент для разработчиков, который позволяет проверять код. Если в процессе выполнения скрипта возникнет ошибка, в консоли появится уведомление об этом. Кроме того, в консоль можно выводить текстовые сообщения. Чтобы отобразить сообщение в консоли, используется команда console.log:

Условия if...else
Позволяют вашему коду принимать решения. Например, если пользователь вводит правильный пароль, он получает доступ:

Вы можете использовать условные конструкции, чтобы выполнять код, основываясь на определённых условиях.

Циклы
Дают возможность выполнять один и тот же блок кода несколько раз. Например, можно напечатать числа от 1 до 5:

Наиболее распространённые циклы:
- for:

- while:

Функции
Функции – это кусочки кода, которые можно вызывать повторно. Например, функция, складывающая два числа:

Вы можете передавать аргументы и получать возвращаемые значения.

Свойство textContent
Каждый элемент имеет множество характеристик, таких как размеры, цвет и прочее. Например, свойство `textContent` отвечает за текстовое содержимое элемента. Вы можете задать новое значение этому свойству:

Свойство value
Для input-полей существует специфическое свойство – value, которое хранит значения, введённые пользователем. Мы можем вывести эти данные на страницу:

Методы изменения классов
Для того чтобы удалить класс у элемента, необходимо обратиться к методу `classList.remove`, который убирает указанный класс:
элемент.classList.remove('класс');
элемент.classList.remove('класс');
Если вы хотите добавить новый класс к элементу, используйте метод `classList.add`:
элемент.classList.add('класс');
элемент.classList.add('класс');
С помощью метода `classList.toggle` можно переключать состояние класса: если элемент уже имеет этот класс, он будет удалён, если же нет — добавлен:
элемент.classList.toggle('класс');
элемент.classList.toggle('класс');
Массивы
Использование объектов может быть неудобным, так как они не позволяют управлять порядком элементов. Мы не можем добавить новое свойство "между" уже существующими, так как объекты не предназначены для подобных манипуляций. Для хранения упорядоченных коллекций разработана специальная структура данных — массив, известный также как Array.
Это структура данных, предназначенная для хранения коллекций различных элементов, таких как числа, строки и даже другие массивы. Элементы в массиве имеют свои порядковые номера и располагаются в том порядке, в котором были добавлены. Число элементов не ограничено, и они могут быть любых типов.
Массивы по своей сути напоминают упорядоченные списки, в которых можно выделить 1-й, 2-й, 3-й и последующие элементы. Это особенно удобно, когда нужно организовать список чего-либо, например, пользователей, товаров или элементов HTML.
Массивы по своей сути напоминают упорядоченные списки, в которых можно выделить 1-й, 2-й, 3-й и последующие элементы. Это особенно удобно, когда нужно организовать список чего-либо, например, пользователей, товаров или элементов HTML.

Массивы хранят элементы в пронумерованных «ячейках». Нумерация начинается с нуля. Первый элемент массива будет иметь номер 0, второй — 1 и так далее. Номера называют индексами.
Создадим массив с помощью квадратных скобок [].В скобках мы можем указать начальные значения элементов:

Элементы массива нумеруются, начиная с нуля.
Мы можем получить элемент, указав его номер в квадратных скобках:
Мы можем получить элемент, указав его номер в квадратных скобках:

Можно заменить элемент:

Или добавить новый к существующему массиву:

Количество доступных ячеек называют размером или длиной массива. В JavaScript длина массива обычно совпадает с количеством элементов в нем. Массивы хранят свой размер в свойстве length:

Вывести массив целиком можно при помощи alert.

В массиве могут храниться элементы любого типа.

Очередь – один из самых распространённых вариантов применения массива. В области компьютерных наук так называется упорядоченная коллекция элементов, поддерживающая два вида операций:
- push добавляет элемент в конец.
- shift удаляет элемент в начале, сдвигая очередь, так что второй элемент становится первым.
События
JavaScript позволяет взаимодействовать с пользователем через события, например, когда пользователь щелкает на элементе:

Использование внешних библиотек
JavaScript имеет обширную экосистему библиотек и фреймворков. Один из самых популярных — это jQuery, который упрощает работу с HTML-документами.


Последовательность выполнения кода JavaScript
Когда браузер встречает блок JavaScript, он обрабатывает его сверху вниз, следуя установленному порядку. Это требует аккуратного выбора последовательности команд.
Для примера возьмём “кнопку". Пишем команду const, ставим пробел, называем переменную. В нашем случае название переменной будет button (кнопка). Ставим оператор присваивания для обращения к HTML-странице.

Добавим эту команду, чтобы обращаться к любому элементу. Ставим круглые скобки, внутри открываем кавычки и пишем элемент button:

Через точку вызовем функцию addEventListener -добавляющее событие для нашей кнопки button. В скобке через запятую добавим 2 аргумента. Аргумент это значение для функции. В первом аргументе укажем действие в кавычках команду click. Через запятую - второй аргумент: функция updateName - блок кода работает, если её вызовут.

Сначала выбираем элемент абзаца (первая строка),

а потом назначаем ему обработчик события (третья строка).

Это значит, что при нажатии на абзац будет вызвана функция updateName() (строки 5–8). Данная функция запрашивает у пользователя ввод нового имени и обновляет текст абзаца, добавляя туда введённое имя.
Если изменить порядок выполнения первых двух строк, код перестанет функционировать. Это происходит потому, что вы не можете назначить обработчик событий к элементу, который ещё не инициализирован.
Если изменить порядок выполнения первых двух строк, код перестанет функционировать. Это происходит потому, что вы не можете назначить обработчик событий к элементу, который ещё не инициализирован.
HTML, CSS и JavaScript - инструменты веб-разработки работают вместе
Давайте выстроим друг над другом. Чтобы задать структуру, создадим разметку с помощью тега <button>.
Тег <button> используется для создания кнопок на веб-странице и по своему функционалу аналогичен результату, который мы получаем с помощью тега <input /> с атрибутом type, установленным на значение button. Однако тег <button> обладает более широкими возможностями для настройки кнопок. Например, на такой кнопке можно размещать различные HTML-элементы, включая изображения.
Тег <button> используется для создания кнопок на веб-странице и по своему функционалу аналогичен результату, который мы получаем с помощью тега <input /> с атрибутом type, установленным на значение button. Однако тег <button> обладает более широкими возможностями для настройки кнопок. Например, на такой кнопке можно размещать различные HTML-элементы, включая изображения.


Добавим CSS

в наш index.html-файл. С помощью стилей можно настраивать внешний вид кнопки, изменяя шрифты, цвет фона, размеры и другие характеристики.

Откроем в браузере, нажав на Go Live:


Теперь добавим JavaScript для реализации динамического поведения:


При нажатии на кнопку появляется окно, в котором предлагают написать другое имя.

Введём имя Володар.

В результате игрока (Player) теперь зовут Володар.

Код JavaScript выполняется движком браузера, после того как код HTML и CSS был обработан и сформирован в веб-страницу. Это гарантирует, что структура и стиль страницы уже сформированы к моменту запуска JavaScript,чтобы не возникали ошибки.
Практическое применение знаний
Создадим файл index.html:

который отображает простую веб-страницу с активной кнопкой.

добавим строки перед закрывающим тегом </head>:
<script>
// здесь будет JavaScript
</script>
<script>
// здесь будет JavaScript
</script>

добавим следующий код ниже строки "// здесь будет JavaScript":

Сохраним файл, обновим страницу в браузере. Теперь при нажатии на кнопку создаётся новый абзац и помещается ниже:

Почему изучение JavaScript важно для школьников?
Изучение программирования с ранних лет развивает логическое мышление и навык решения проблем – качеств, которые полезны не только в IT-сфере, но и в повседневной жизни.
Широкие возможности применения
Javascript используется в разработке веб-приложений, игр, мобильных приложений и даже серверного программирования.
Javascript используется в разработке веб-приложений, игр, мобильных приложений и даже серверного программирования.
Интерактивность
С помощью Javascript можно сделать ваши страницы динамичными и интерактивными, что значительно улучшает пользовательский опыт.
С помощью Javascript можно сделать ваши страницы динамичными и интерактивными, что значительно улучшает пользовательский опыт.
Популярность
Знание Javascript открывает двери к множеству вакансий(?) в сфере IT.
Знание Javascript открывает двери к множеству вакансий(?) в сфере IT.

Создание простых проектов
Школьники могут работать над небольшими проектами:
Калькулятор: как сделать простой калькулятор с основными арифметическими функциями можно по видеоинструкции на YouTube-канале нашей школы.
Интерактивная галерея изображений: использование событий для переключения изображений по нажатию кнопки.
Мини-блог: страница с возможностью добавления записей через форму ввода.
Калькулятор: как сделать простой калькулятор с основными арифметическими функциями можно по видеоинструкции на YouTube-канале нашей школы.
Интерактивная галерея изображений: использование событий для переключения изображений по нажатию кнопки.
Мини-блог: страница с возможностью добавления записей через форму ввода.
Часто задаваемые вопросы
Какое оборудование нужно для изучения Javascript?
Для изучения Javascript вам нужен только компьютер с интернетом и текстовый редактор. Специальное оборудование не требуется.
Сколько времени нужно для изучения основ Javascript?
В среднем на изучение основ уходит от 1 до 3 месяцев, в зависимости от времени, уделяемого практике.
Можно ли учить Javascript без предыдущего опыта в программировании?
Да, Javascript достаточно прост для освоения, и даже начинающие могут быстро понять его основы.
Какие ресурсы можно использовать для обучения?
Программирование JavaScript
YouTube-канал нашей школы
Для изучения Javascript вам нужен только компьютер с интернетом и текстовый редактор. Специальное оборудование не требуется.
Сколько времени нужно для изучения основ Javascript?
В среднем на изучение основ уходит от 1 до 3 месяцев, в зависимости от времени, уделяемого практике.
Можно ли учить Javascript без предыдущего опыта в программировании?
Да, Javascript достаточно прост для освоения, и даже начинающие могут быстро понять его основы.
Какие ресурсы можно использовать для обучения?
Программирование JavaScript
YouTube-канал нашей школы
Язык программирования JavaScript позволяет применять знания на практике, создавая свои собственные проекты. Не бойтесь делать ошибки, ведь на них можно учиться. Продолжайте практиковаться, и вскоре вы станете уверенным разработчиком.
В этой статье мы рассмотрели многие аспекты Javascript, и теперь у вас есть все инструменты, чтобы начать увлекательное путешествие в мир веб-разработки.
В этой статье мы рассмотрели многие аспекты Javascript, и теперь у вас есть все инструменты, чтобы начать увлекательное путешествие в мир веб-разработки.