ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Блог онлайн школы Пиксель

Разработка игр : Scratch для детей

В статье рассмотрим пошаговое руководство по созданию увлекательной игры для детей в Scratch. Используя видеоурок школы программирования "Пиксель", вы познакомитесь с основными инструментами Scratch и освоите весь процесс разработки игры "с нуля".

Введение в программирование игр в Scratch

Создание игр для детей - это настоящее искусство. Необходимо найти идеальный баланс между развлечением и обучением, чтобы ребенок был заинтригован, но при этом еще и приобретал новые знания.
Scratch – это визуальная среда программирования, разработанная MIT Media Lab. Она предназначена для обучения детей базовым навыкам программирования и позволяет создавать игры, анимации и интерактивные истории.
Платформа Scratch для создания образовательных игр.
Главное преимущество Scratch заключается в его простоте и наглядности: вместо написания кода дети складывают блоки команд, словно строят башню из Lego. Такой подход не только упрощает процесс обучения, но и делает его увлекательным.

Создание игры в Scratch: начало работы

Перед тем как погрузиться в создание сложных проектов, важно ознакомиться с основными возможностями платформы:
Интерфейс

Простота интерфейса Scratch позволяет детям без труда разобраться в нём. Здесь есть сцена для отображения действий и область для создания скриптов.
 Интерфейс и основные инструменты Scratch
Спрайты

Это объекты или персонажи игры. Их можно создавать с нуля или выбирать из библиотеки.
библиотека спрайтов Scratch
Скрипты

С помощью скриптов дети задают действия спрайтов – именно они «оживляют» игру.

Программирование игр в Scratch: ключевые этапы

Первым шагом будет загрузка и установка бесплатной программы Scratch на ваш компьютер.
Создание игры может показаться сложной задачей, но следуя простым шагам, ребёнок сможет легко реализовать задуманное:
  1. Выбор идеи: предложите детям придумать сюжет своей игры — это может быть гонка на скорость или весёлая аркада с прыжками через препятствия.
  2. Разработка персонажей: нужно создать или выбрать спрайты для будущих героев игры.
  3. Создание сцен: дети могут создать уникальные фоны для своей игры или выбрать готовые решения из библиотеки.
  4. Написание скриптов: на этом этапе происходит магия создания — путём перетаскивания блоков дети задают логические команды своим персонажам.
  5. Тестирование и доработка: игру стоит протестировать и внести необходимые изменения для улучшения игрового процесса.

Как сделать игру в Scratch: практический пример

В качестве примера возьмём видеоурок по созданию игры в Scratch «Новогоднее печенье» от школы "Пиксель".
В нашей игре будем работать с сенсорами. Это специальные инструменты, которые помогают персонажам и объектам реагировать на окружающий мир. Сенсоры помогают сделать игры и анимации более интерактивными и интересными.
 Сенсоры в Scratch
Рассмотрим несколько примеров.

Сенсор "коснуться" говорит, касается ли твой персонаж другого объекта. Если создавать игру, где котик должен поймать мышку, то его используют, чтобы понять, понимал ли котик мышку.
 Сенсор
Сенсор мыши определяет, где находится курсор. Чтобы персонаж следовал за мышкой или реагировал на её движение.

Сенсор клавиша управляет персонажем с помощью клавиш.
Перейдём к созданию игры в «Скретч».

Добавим 11 спрайтов в нашу игру:
стола, кнопка включения запекания, миска, масло сахар, миксер, подсказки, табличка с названием шага, тесто, мука и форма.
Спрайты для игры в Scratch «Новогоднее печенье»
Затем необходимо добавить костюмы они потребуются для спрайтов стола, миски, подсказок и теста.

Для стола мы возьмём два костюма. Вид стола немного вдали и приближённую версию, чтобы игроку было удобнее работать со спрайтом теста на втором шаге.
Для Спрайта миска мы добавим четыре её состояние:

  • с маслом
  • с сахаром
  • с мукой
  • с тестом, которое замешаем миксером.
Для Спрайта подсказки необходимо добавить костюмы с описанием каждого этапа готовки.

Для Спрайта тесто нужно добавить Спрайт раскатанного пласта теста, вырезанное печенье, и запечённое печенье по форме.
В нашей игре нам понадобится один фон. Это будет фон кухни, который заменим готовой картинкой. Но вы можете нарисовать его самостоятельно.

Как создать игру в Scratch

Начнём написание первых программ.

Зададим столу первый костюм необходимой координаты. Нужно, чтобы вначале он показался и переключим фон на фон с кухни.
Следующая программа для кнопки. Зададим ей начальные координаты и сделаем так, чтобы при включении зелёного флажка она показывалась.
Программа для миски: задаём начальные координаты, меняем на первый костюм и также показываем на старте.
Пишем программу для подсказок. используем блоки, с помощью которых задаём начальные координаты первый костюм и показаться. Табличка вначале не понадобится, поэтому пишем программу, чтобы её скрыть.
Тесту задаём начальный костюм и прячем его, ведь наш игрок не сразу его замесить. Сначала ему нужно добавить ингредиенты. Форму вначале просто скрываем.
Пишем программу для масла.

Задаём ему начальные координаты и показываем повторяться всегда. Вкладываем внутрь блок "если" и задаём условие в окошечко. Вкладываем блок, который будет означать, что сработать должны два условия сразу. Нужно, чтобы указатель мыши коснулся масло, и мышь была нажата.
Если наше масло коснётся миски, передаётся сообщение "масло в миске".

Для того, чтобы передать это событие другим спрайтом. Добавляем ожидание, чтобы передача сообщения работала корректно.
Пишем программу для подсказки.

Масло уже оказалось в миске. Нам нужно, чтобы подсказка поменялась. Следующим этапом по рецепту игрок должен будет добавить сахар. Меняем костюм при получении сообщения "масло оказалось в миске" меняем ей костюм на тот, где находится масло.
Для сахара аналогично, однако задаём другие начальные координаты а также передаём другое сообщение сахар в миске.
При получении сообщения "сахар в миске "подсказки должны будут поменяться также.
Вы меняете костюм миски на тот, где есть масло и сахар.
После масла и сахара добавляем муку. Поэтому приступим к написанию программы для неё, которая аналогична прошлом. Просто заменим координаты и передадим корректное сообщение.
Программы для подсказки и миски будут похожи на предыдущие, но мы изменим костюмы. Наше тесто почти готово. Осталось всё перемешать. Для этого будем использовать миксер программы для передачи сообщения.
Меняем сообщение на "миксер мешает". Незабываем изменить начальные координаты.
Меняем костюм в миске. Программы для подсказки дополним блоком передачи сообщения "начала второго шага". Он будет означать, что закончен этап создания и замеса теста.
Останется только вырезать печенье и испечь его. Как только мы передадим сообщение "начала второго шага", необходимо изменить костюм нашему столу, чтобы на нём было удобно вырезать печенье.
Теперь нам не понадобятся ингредиенты, поэтому скроем и завершим работу их скриптов.
Пишем программу для таблички, чтобы она появлялась на указанных координатах и показывалась. Как только приступим к последнему этапу, тесто должно появиться. Также меняем подсказки, изменим координаты. Теперь с ними удобнее готовить. Меняем костюм.
Пишем программу для формы.
Она появится на этом этапе. Как вы видите, набираем подобную программу не первый раз: опять меняем только координаты и сообщения.
Сообщение будет дано тесту, меняем его костюм таким образом, чтобы игрок смог выбрать форму для печенья.
Когда игрок определился с формой, приступим к выпеканию.

Для этого напишем программу для кнопки. Простая команда, которая передаст сообщение "готовка", когда игрок нажмёт на кнопку. Все ненужные спрайты скроются, а печение сменит костюм на необходимый.
Меняем костюм с помощью оператора "равно". Если номер костюма будет равен номеру костюма имбирного человечка, сменим костюм на готового имбирного человечка. Таким образом заполняем всю программу.
На заключительном этапе протестируем нашу игру.
Вы самостоятельно можете добавить большее количество ингредиентов и форм, чтобы создать огромную кулинарную мастерскую обязательно.

Игры в Scratch для детей: Обучение и творчество

Обучение созданию игр через Scratch не только раскрывает творческий потенциал детей, но и помогает развивать важные навыки:

  • Логическое мышление
  • Проблемное решение
  • Креативность

Возможности развития

Scratch является отличной отправной точкой для дальнейшего изучения языков программирования. Освоив основы визуального программирования здесь, ребёнок будет чувствовать себя уверенно при изучении более сложных языков.
В мире цифровых технологий навыки программирования станут незаменимыми инструментами в будущем любого ребёнка. Именно поэтому обучение через игры на платформе Scratch – это инвестиция в их будущее развитие.
Создание игр в Scratch - увлекательный процесс, который позволяет развивать навыки программирования и творчески самовыражаться. Следуя нашему руководству и используя видеоуроки школы "Пиксель", вы сможете создать свою первую игру. Желаем вам вдохновения и успехов в разработке.
Scratch для детей