Какие есть научные работы о программировании для развития ребенка?
Введение программирования, как и других STEM-уроков, в программу младшеклассников оказывает влияние на достижения детей и в схожих областях, например, в изучении языков или в обществознании. Ученые из Греции подтверждают позитивный эффект кодинга. Они отмечают, что технические предметы помогают развить аналитическое мышление, что в дальнейшем улучшает общие показатели образования. То есть, когда дети погружаются в программирование c начальной школы, им легче понимать устройство социума или запоминать модальные глаголы.
Есть еще статьи, в которых отмечают, что IT-обучение производит хороший эффект на детский мозг. В этом исследовании ученые из Италии выяснили, что программирование и развитие ребенка тесно взаимосвязаны. Изучая кодинг в начальной школе, дети лучше справляются с математическими задачами, а также имеют более развитые исполнительные функции (планирование и когнитивное торможение). У малышей с СДВГ такое влияние может повысить концентрацию и усидчивость. Таким образом, по мнению ученых, программирование способствует не только улучшению вычислительных функций, но и прогрессу в общем когнитивном развитии ребенка.
В американских статьях тоже отмечают, что кодинг улучшает разные сферы жизни ребенка и даже помогает им преодолевать стресс. В одном исследовании было показано, что младшеклассники сами говорили о позитивном эффекте от IT-обучения. Например, они заметили, что стали более упорными, трудолюбивыми, а также научились не пасовать перед трудностями. В будущем эти дети с такими устойчивыми чертами характера будут активнее решать личные проблемы.
Как еще курсы программирования для детей способствуют развитию?
Цель уроков по программированию для детей труднее донести до родителей, в отличие от футбола, пения, рисования, где точно виден результат. Специалисты в обучении слышат от многих такую мысль: «Да компьютеры вообще вредны, а уж тем более если и кружок по IT». Они недооценивают необходимость улучшения математических и аналитических навыков детей и указывают, что малыш будет находиться в сидячем положении и испортит здоровье. Эти тревоги понятны. Тем не менее, если соблюдать режим и баланс, то можно избежать негативных последствий. А вот какие положительные стороны выделяют эксперты при развитии ребенка в программировании:
1. Кодинг прокачивает креативность
Взрослое и детское программирование — это своего рода творческая сфера. Как и в музыке или художественном искусстве, малыши наслаждаются процессом, при котором могут создать что-то свое. Кодинг в этом плане действительно очень напоминает творчество: дети также комбинируют свои задумки с существующими идеями, чтобы сделать что-то новое. Только в данном случае не картину или танец, а программу или блог. Причем в IT-мире ребенок может творить практически что угодно, ведь он ограничением только своей фантазией. Такой широкий диапазон действий волей-неволей развивает креативность и способствует изобретательности.
2. Программирование помогает в решении разных задач
Написание кода дает возможность ребятам посмотреть на задачу под разным углом и часто является своего рода вызовом даже для профессионального разработчика. Но благодаря челленджам, которые есть в программировании, дети обретают полезный навык — ищут разные способы решения задач. То есть это еще один плюс для дальнейшей жизни. Ведь когда что-то не получится в других сферах, ребенок вспомнит опыт из IT, сфокусируется на проблеме и найдет выход.
3. Программирование мотивирует к обучению и на практике развивает ребенка
Кодинг предполагает активное вовлечение, поэтому он очень хорошо ложится на разные теории практического обучения, в том числе на подход педагога и философа из США, Джона Дьюи. Он говорил о том, что ребенку гораздо легче учиться через деятельность. Если малыш сразу сам взаимодействует с окружающей средой (в IT-мире — с приложением или программой), ему проще понять, как она устроена и сделать что-то свое. Этот метод часто применяют на дополнительных технических курсах. Так, например, построены все занятия в школе программирования для детей «Пиксель», то есть через практику. Ребята уже с 6 лет сами кликают по всем окошкам программ, задают параметры, придумывают сюжеты, персонажей игр, мультиков, делают роботов и так далее. Что важно — при самообучении этот подход тоже хорошо работает. Ребенок может изучить ту или иную программу/приложение и без преподавателя за неделю-две. Нужно запустить ее, интенсивно поисследовать весь интерфейс и упорно выполнять какие-то действия в ней. Если же будут заминки, то пара занятий с учителем помогут продвинуться самостоятельно дальше. Благодаря такому глубокому вовлечению, малыши перестают бояться допустить ошибку и сами учатся поправлять и направлять себя.
Как вы уже догадались, кружки программирования для детей в Москве и компьютерная грамотность в целом — это прекрасный инструмент развития психики и личности ваших детей. Они станут лучше учиться, легче справятся со стрессом и надут решения разных задач. А перед тем, как отдавать малыша на IT-секцию, можно посмотреть наши ролики по кодингу на YouTube. Они помогут определиться с направлением и просто станут полезным досугом для вашего ребенка.